ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ

В согласии со структурой классической тональности и общими принципами классической гармонии (прежде всего с классическими пропорциями тональной структуры, выделением и господством глав­нейших ее опор — 1 и 5), органные пункты делаются только на I и V ступенях. Но по мере эволюции и внутренней реорганизации то­нальной структуры происходящие в ней изменения начинают отра­жаться и на том, как движется мелодическая линия (см., например, линии движения мелодии в хоре «Улетай» из «Князя Игоря» Боро­дина), и на том, какие из ступеней тональности могут подчеркивать­ся превращением их в органные пункты. Наряду с преобладающими педалями на тонике и на доминанте получили применение и ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ некото­рые другие (не только в басу).

Приведем примеры.

1. Педаль на III ступени минорного лада: Шуман, 3-я симфония, часть II; Бородин, «Князь Игорь», акт I, хор девушек «Мы к тебе, княгиня»; Чайковский, 5-я симфония, часть IV, 6-я симфония, II часть; Кабалевский, II часть скрипичного концерта.

2. Педаль на IV ступени: Чайковский, II часть 5-й симфонии; Рахманинов, Серенада. О функциональном противоречии с басом можно говорить потому, что звук IV ступени — прежде всего носи­тель функции субдоминанты, а аккорды в названных примерах со­держат и доминантовые гармонии.

3. На III ступени мажорного лада: Прокофьев, 7-я соната для фортепиано, часть II (в сопрано, начало главной темы; внутри ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ сред­него раздела, в E-dur); в коде той же части — педаль на двузвучии el-gislв E-dur.

4. На вводном тоне (в7): Рахманинов, 3-я симфония, часть I, предыкт перед репризой (совпадает с доминантой cis-moll); Мусорг­ский, «Хованщина», Игры и пляски персидок из действия IV, ц. 22, 42 (переход от fis-moll к G-dur).

5. На натуральном вводном тоне в миноре: Рахманинов, Всенощ­ное бдение, часть X, такты 8-9.

6. Ha II ступени мажора: Чайковский, 6-я симфония, часть III, предыкт перед репризой побочной темы в G-dur; Шостакович, 11-я симфония, часть I (песня «Слушай», As-dur).

7. На низкой II ступени мажора: Прокофьев ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ, «Обручение в мона­стыре», II картина, сцена 6, ц. 163-166 (чередование органных пунк­тов на нII и на V); финал 7-й сонаты Прокофьева, где на нII строится предыкт к репризе главной темы.

8. На низкой V ступени минора: Щедрин, «Казнь Пугачева», ц. 14 (h-moll).

9. На тонально двойственных или неопределенных ступенях: Прокофьев, 8-я соната, I часть, предыкт к репризе, на терцовом мотиве fis-d, который оказывается III< ступенью только в момент вступления главной партии репризы B-dur, а до тех пор звучит либо как доминанта к g-moll, либо как тонально неопределенный (и этим неустойчивый, предыктовый) момент гармонии (в конце предыкта стоит ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ гармония тритоновой ступени), пример 61.

На основе новой гармонии XX в. образуется множество структур иного типа, в частности и тонально двойственных (пример 62).

Главная тема сама по себе в f-moll, и следовательно, органный пункт на Н нужно понимать как педаль на тритоновой ступени. Но замысел композитора гораздо глубже. Основной тональностью симфо­нии является e-moll, и поэтому в действительности педаль — на доми­нанте,а проведение темы — в гармонии нII> ступени, однотерцовой к одноименному E-dur (эта тональность будет в репризе побочной партии).


documentacuwtif.html
documentacuxasn.html
documentacuxicv.html
documentacuxpnd.html
documentacuxwxl.html
Документ ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ